Homo sum, humani nihil a me alienum puto
М.Е. Кравцова

Цветовая символика сводится к пяти основным цветам, которые образуют нормативную для китайской культуры хроматическую гамму - "пять цветов" (у сэ ), имеющую однозначную космологическую семантику. В нее входят: желтый (хуан ), сине-зеленый (цин ), красный (хун ), белый (бай ) и черный (хэй ), цвета, соотносящиеся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Эта хроматическая гамма существовала уже в иньскую эпоху, о чем свидетельствуют находки специальных приборов для красок - тулу . Они представляли собой бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в некоторых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химических анализов по их реконструкции.



Все перечисленные цвета вновь обязаны своим происхождением культурным и естественно-географическим реалиям Древнего Китая. Желтый цвет передает все те же лессовые почвы. Сине-зеленый цвет есть цвет пышной, весенней древесной листвы. Красный цвет, подобно его символике у многих народов мира, ассоциируется с солнцем и огнем. Кроме того, не исключено, что он был связан и с почвами-красноземами, характерными для природы южных регионов Китая. Белый цвет со всей очевидностью восходит к снежным вершинам гор, образующих Тибето-Цинхайское нагорье, а черный - к уходящему вдаль потоку Хуанхэ.



Одновременно каждый из перечисленных "цветов" является родовым для целой хроматического ряда. Следует сразу же предупредить, что и родовые цвета и цвета, входящие в их хроматические ряды, далеко не всегда совпадают с принятыми в европейском искусстве колористическими значениями, а потому переводы оригинальных терминов более чем условны.



Продолжение и картины

@музыка: Wei Zhongyue - The Moon Reflected in the Secon Spring

@темы: China, Ars longa

Комментарии
11.02.2009 в 16:59

ценная информация, прекрасное оформление

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии